Термин «чип-тюнинг» значит смену прошивки в контроллере системы, управляющей работой двигателя. Этого можно добиться двумя способами: аппаратно (программатором) загрузить новую прошивку в контроллер, либо полностью заменить микросхему, уже с новой прошивкой.
Обычные, заводские установки чипа «Самара-2» настроены на средние значения характеристик авто.
Изменение данных может, как улучшить характеристики машины (динамику, уменьшить расход топлива, изменить тягу на нужных оборотах и прочее), так и ухудшить их. Существует огромное количество тюнинговых прошивок (популярны «Спорт», «Экономия»), а профессиональный мастер сможет написать программу специально под ваши требования.
В данной статье я не буду рассматривать огромные возможности точной настройки — мы попробуем провести чип-тюнинг двигателя ВАЗ своими руками. Для начала обозначим, что программа «Спорт» написана для динамичной езды (как в городе, так и на шоссе), однако расход топлива немного возрастет; «Экономия» предназначается, наоборот, для более экономичного вождения (при этом на «резвость» авто можно не надеяться).
«Залить» программу в контроллер типа «Январь 5.х», которые устанавливаются на ВАЗ-2113, 2114, 2115, можно не открывая блок. Для этого программатор подключается прямо к колодке блока и прошивка длится несколько секунд. Это дело лучше сразу доверить профессионалам, у которых есть нужное оборудование и опыт. Так как если произойдет какой-то сбой, можно полностью лишиться работы блока, а значит, поход к профи неизбежен (но уже пешком ).
Другой способ, которым мы и воспользуемся — заменить микросхему целиком. Ход работы расскажу на основе автомобиля с приборной панелью 21083.
-
Отсоединяем провод «» от вывода аккумулятора.
- Откручиваем саморезы, которые крепят щиток облицовки тоннеля пола с правой стороны;
- «Фигурной» отверткой отворачиваем саморезы с центральной консоли приборной панели;
-
Снимаем саму консоль;
- Аккуратно оттягиваем скобу со жгутом проводов;
- Блок контроллера крепится тремя саморезами к консоли. Откручиваем все три;
-
Теперь снимаем крышку блока (4 «крестовых» винта);
- Сейчас можно увидеть, находиться ли главный контроллер на «панельке». Он также может быть впаян в печатную плату, тогда простой замены не получится. Необходимо перепаивать, а это сможет не каждый автолюбитель. А тем, кто может, это руководство, наверное, ни к чему.
- Если вас постигла неудача, собираем обратно — проще обратиться за перепрошивкой к мастеру, чем заниматься перепайкой.
- Если же все хорошо, аккуратно пинцетом (желательно пластмассовым) вытаскиваем микросхему из панели. Не дергая за выводы («ножки» МС).
-
Устанавливаем новую микросхему (с нужной прошивкой).
- Собираем блок контроллера и приборную панель автомобиля в обратной последовательности.
Если контроллер рабочий, и вы провели чип тюнинг двигателя ВАЗ правильно, никакой наладки не требуется. Автомобиль сразу начинает работать в новом режиме.